Законы собаковода менделя
Менделя, или закона независимости признаков.
Эту закономерность легко усвоить, разбирая второе поколение при дигибридном скрещивании. В самом деле, попробуем сосчитать, какое количество щенков из 16 должно быть черными и какое количество — коричневыми. Мы увидим, что черных должно быть 12 штук (9BL+3BI), а коричневых 4. Следовательно, если обращать внимание только на окраску, то и в случае дигибридного скрещивания мы наблюдаем расщепление 3:1 (12:4=3:1) в отношении к цвету псовины, как будто кроме пары генов В—Ь: других и не было.
Легко убедиться, что то же самое применимо и к паре генов L—/, из 16 щенков второго поколения 12 — короткошерстных (9SZ.+36/ и 4 — длинношерстных (3S/-f-16/).
Таким образом, мы убеждаемся, что каждая пара наследственных особенностей в отношении расщепления ведет себя независимо от другой. Эта закономерность имеет широчайшее применение, и она-то и получила название закона Менделя о независимости признаков, ил и четвертого закона Менделя.
Краткая формулировка этого закона может быть принята в таком виде:
При скрещивании каждая пара генов ведет себя так, как будто других генов кроме нее не существует, давая в расщепление в отношении 3:1.
Благодаря этому закону мы можем каждый случай скрещивания рассматривать как моногибридное скрещивание, обращая внимание лишь на одну пару соответствующих признаков.
Только благодаря этому закону и можно без затруднения производить практическую работу по выбору нужных нам наследственных комбинаций, так как в противном случае мы с трудом смогли бы разобраться в бесчисленном количестве генотипических комбинаций при расщеплениях.
Метод обратного скрещивания и закон независимости признаков — это два могучих рычага в деле практической работы по разведению животных.
Изложением этого закона мы и закончим наше ознакомление с основными законами наследования качественных признаков у собаки.
С целью более полного усвоения изложенного в этой главе и с целью получения навыков применения усвоенных знаний к практической повседневной работе собаковода, мы предлагаем ниже несколько задач по генетике, составленных нами на основании фактов, действительно имевших место в нашей кинологической работе.
На основании опыта обучения генетике настоятельно рекомендую самостоятельно проработать все эти задачи с карандашом в руке, производя все расчеты на бумаге.