Дрессировка собак с учетом типов поведения
ДРЕССИРОВКА СОБАК С УЧЕТОМ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ
Как было изложено в главе о типах высшей нервной деятельности, собаки по своему поведению и по своим качествам нервной системы чрезвычайно разнообразны. Соответственно этому и методика дрессировки служебных собак Должна быть приспособлена к индивидуальным особенностям поведения собаки. Только при такой индивидуализации можно добиться хороших, положительных результатов. И наоборот, если методика подготовки строится без учета типа высшей нервной деятельности собаки, эффективность дрессировки чрезвычайно мягкая, а в некоторых случаях подготовить собаку к служебной работе становится совершенно невозможно.
Успешность индивидуального подхода при подготовке собаки объясняется, с одной стороны, тем что типические свойства нервной системы не являются абсолютно закрепленными, но меняются и совершенствуются. Кроме того, этим методом обеспечивается правильная тренировка нервной -системы с учетом типологических особенностей высшей нервной деятельности собаки.
Таким образом, первоначальная слабость или несоответствие тормозного процесса раздражительному (неуравновешенность) с помощью систематической тренировки могут быть заменены новыми формами функциональных отношений.
Совершенно не случайно, что среди практиков служебного собаководства распространено убеждение, что возбудимая собака в процессе курса подготовки, при условии индивидуального к ней подхода, становится уравновешенной. Естественно, что эффективность работы такой собаки в значительной степени улучшается.
Определение типов высшей нервной деятельности в условиях практической дрессировки
Для определения типа высшей нервной деятельности в лабораториях акад. И. П. Павлова разработаны специальные приемы, при помощи которых и устанавливается тот или иной тип животного.
Но этот, бесспорно, объективный метод диагностических испытаний, к великому сожалению, недоступен широкому кругу практиков служебного собаководства и, в частности, практиков, занимающихся массовой дрессировкой собак розыскной службы.
Отсутствие специально оборудованных лабораторий и, самое главное, длительность диагностических испытаний — вот основные причины, которые делают их неприемлемыми для массового определения типов высшей нервной деятельности у собак.
Практические условия дрессировки требуют таких приемов и методов, которые смогли бы быстро и относительно верно характеризовать состояние основных свойств нервных процессов.
В настоящее время таких методов не имеется.
Выход из данного положения на данный отрезок времени может быть один — это использовать сам процесс дрессировки как прием и метод диагностических испытаний типа высшей нервной деятельности, т. е. параллельно процессу обучения собаки необходимо изучать ее индивидуальное поведение и соответственно этому изменять, применительно к индивидуальности животного, метод дрессировки.
Для этой цели дрессировщик обязан вести постоянный учет скорости образования новых навыков, а равно и общий характер поведения собаки в процессе дрессировки.
Ориентировочными показателями, характеризующими высшую нервную деятельность собаки, могут быть следующие признаки: 1) скорость образования положительных условных рефлексов, их четкость и постоянство, 2) скорость образования тормозных навыков, в частности диференцировки, ее постоянство и 3) темп двигательных реакций у собаки.
По характеру высшей нервной деятельности различают следующие типы собак: 1) возбудимый, 2) сангвинический. }) флегматический, 4) слабый.
К возбудимому типу относятся собаки, легко поддающиеся обучению, т. е. в процессе дрессировки у них быстро образуются положительные условные рефлексы, которые держатся прочно и постоянно. Темп двигательных реакций чрезвычайно подвижный, энергичный. Утомление наступает медленно. Однако, тормозные навыки вырабатываются с трудом и в большинстве случаев они непостоянны. При различных приемах, требующих выдержки, собаки часто срываются с места. Дифференцирование не точное, с ошибками; в особенности это отмечается при выборке вещей, розыске человека из группы людей по запаху следа и искомого следа из ряда посторонних следов. Углы (особенно острые) и повороты следа очень часто не прорабатываются.
Собаки сангвинического типа
Собаки сангвинического типа по своему внешнему поведению имеют много общего с собакой возбудимого типа. Темп двигательных реакций у таких собак, также подвижный, энергичный. Положительные условные рефлексы образуются быстро и легко. Они держатся прочно и проявляются четко. Утомление, также наступает медленно. Обычно отказа в работе не отмечается. Однако, в отличие от возбудимого типа все тормозные навыки у них вырабатываются легко и быстро. Дифференцировка четкая и прочная. Все виды специальной работы разрешаются деловито, точно, без особого напряжения нервной деятельности. По сравнению с другими собаками, эти собаки легко поддаются обучению.
К флегматическому типу относятся собаки, у которых очень медленно образуются условные рефлексы. Однако, если они образовались, то держатся прочно, постоянно. Такие собаки в своих движениях медлительны, спокойны, даже вялы. Все виды тормозных навыков вырабатываются сравнительно нетрудно. Дифференцировка запаха вещей, человека со следа и следа из ряда посторонних следов — все это отрабатывается несколько замедленно,. но протекает без существенных ошибок.
К слабому типу относятся собаки, у которых условные рефлексы как положительные, так и тормозные образуются чрезвычайно трудно, отличаются своим непостоянством, часто вовсе не образуются. Общая условно-рефлекторная деятельность находится как бы в беспорядочном состоянии. Такие собаки часто отказываются от работы. Даже при обычной дневной нагрузке быстро утомляются. Сильных раздражителей не выносят. Резко подвержены внешнему торможению: реагируют резко на малейшее изменение окружающей обстановки, преобладающее поведение можно характеризовать как трусость. Собаки этого типа очень трудно поддаются дрессировке.
Характер преобладающей реакции
Под характером преобладающей реакции следует понимать определенное, наиболее выраженное и доминирующее ответное поведение собаки на воспринимаемые ею специальные раздражители.
У взрослой собаки характер преобладающей реакции может проявляться в следующих основных формах:
1) оборонительная в активной форме, 2) оборонительная в пассивной форме, 3) пищевая, 4) ориентировочная
.
Кроме этих основных форм могут быть и смешанные формы, которые образуются из различных комбинаций и вариаций основных форм, так например: может быть сочетание активно-оборонительной с пищевой, пассивно-оборонительной с ориентировочной и т. п.
Чем же обусловливается наличие той или иной преобладающей реакции?
Животное со дня своего рождения уже имеет ряд готовых ответных реакций. В группу таких реакций (сложно-безусловных) входят и так называемые инстинкты: оборонительный (защитный), пищевой, ориентировочный и т. д.
В процессе существования животного врожденная инстинктивная деятельность обогащается приобретенной — условно-рефлекторной деятельностью.
Характер приобретенных навыков у разных собак различный. Это зависит от индивидуальных особенностей животного и тех условий, в которых оно воспитывалось. Поясним это примером. Предположим, собака попадает в такие условия воспитания, где она подвергается систематическим побоям. Если собака будет находиться в такой обстановке продолжительное время, то у ней проявляется в подчеркнутой форме оборонительная реакция пассивного характера — собака становится трусом. Эта реакция проявляется на каждое резкое движение человека и даже только на его появление или окрик и т. д. Если у животного систематически развивают смелость, недоверчивость и злобу к постороннему человеку, то при появлении чужого человека такая собака встретит его злобным лаем, активно на него набросится.
Как в первом, так и во втором случае собака приобрела и закрепила новые навыки, соответствующие условиям окружающей обстановки. В зависимости от длительности подобного рода воспитания, эти приобретенные навыки могут быть нестойкими или, наоборот, чрезвычайно прочными и стойкими. Они накладывают отпечаток на характер поведения собаки — доминируют в ее поведении и могут удерживаться на всю жизнь. Однако, это еще не означает, что преобладание той или иной реакции является постоянным, неизменным. Если мы, например, изменим условия воспитания собаки, то может измениться и характер преобладающей реакции. В измененных условиях животное образует новые условные связи, новые навыки, а старые будут разрушаться, исчезать. Комплекс вновь приобретенных рефлексов и будет предопределять новый вид преобладающей реакции.
Бесспорно, изменение преобладающих реакций у одних собак будет протекать легко и быстро, у других — труднее и медленнее, у третьих—-чрезвычайно медленно и трудно. Могут встретиться такие собаки, у которых почти невозможно изменить один вид преобладающей реакции на другой, так, например: 8—10-летнюю собаку с ярко выраженной трусостью переделать в злобную собаку не представляется возможным. Следовательно, изменчивость преобладающей реакции обусловливается не только изменением окружающей среды, но и общим состоянием организма и его возрастом.
Возможность влияния внешних условий на преобладающую реакцию и ее изменения убедительным образом была доказана специальными опытами. С этой целью на нормальный курс дрессировки собак к розыскной службе были поставлены 40 собак, имеющих пассивно-оборонительную реакцию в разной степени выраженную, и 60 собак злобных активно-оборонительных. Вся методика дрессировки была направлена на развитие и закрепление общей смелости и злобы у собаки. В результате, по окончании курса оказалось, что из 40 трусливых собак 15 приобрели агрессивность и злобность, т. е. активно-оборонительную реакцию. У остальных 25 собак пассивно-оборонительная реакция осталась без существенных изменений. Однако, имелся и обратный случай: из 60 злобных собак 2 собаки стали трусами. Очевидно, это явление следует отнести за счет погрешности в методике дрессировки.
Методика и техника определения преобладающей реакции
Исследование собаки нужно проводить утром, когда животное находится в бодром состоянии, при этом последнее кормление собаки должно быть за 3—5 час. до исследования.
Исследование проводится в новой для собаки обстановке, при наличии естественных или искусственных укрытий (лес, забор и т. п.). Необходимо подчеркнуть, что исследование собак обязательно должно проводиться вне повседневной для них обстановки, так как в условиях своего жилья (клетка, выгул и т. д.) собака может проявить общую смелость и злобу, в то время, как в другой обстановке она может оказаться трусливым животным.
В качестве комплексного раздражителя, могущего вызвать у собаки одновременно оборонительную, пищевую и ориентировочную реакцию, используются посторонние для собаки люди, пища и новая обстановка.
Обычно в исследовании участвуют два помощника, инструктор и дрессировщик (хозяин). Задачей первого помощника является выявление у собаки соответствующего поведения на спокойно идущего постороннего человека. Задача второго помощника заключается в том, чтобы своим активным нападением на собаку выявить у последней тот или иной характер оборонительной реакции. Роль двух помощников может быть выполнена и одним человеком. Однако, этого делать не рекомендуется, так как очень часто встречаются такие собаки, которые быстро поедают пищу, в результате один человек не успевает выполнить две роли первого помощника и второго. В обязанность дрессировщика входит своевременная доставка своей собаки к месту исследования и увод ее домой после работы. Во время обследования инструктор фиксирует в специальной анкете поведение собаки и руководит всем процессом исследования.
Исследование производится следующим образом: инструктор и два помощника (в гражданской одежде) заранее, до привода собаки, прячутся за укрытием, вне поля зрения собаки. Во время исследования помощникам категорически воспрещается разговаривать или подавать какие-либо сигналы.
Дрессировщик приводит свою собаку к месту обследования, привязывает на цепь к дереву или к столбу, ставит перед ней бачок с едой и уходит за укрытие.
После ухода дрессировщика, как только собака прекратит реагирование на уход своего хозяина и будет есть пищу, из-за укрытия выходит первый помощник с хлыстом в руке, спокойно проходит мимо собаки в 5—6 м от нее и скрывается за другое укрытие.
Второй помощник после того, как собака перестала реагировать на первого помощника, выходит с противоположной стороны из-за своего укрытия, тоже с хлыстом в руке и идет к собаке, сначала спокойно, а затем энергично приближается к ней, активно на нее нападает и одновременно делает попытки отнять у ней бачок с пищей. После 2—3 таких попыток он возвращается за свое укрытие.
После того, как собака успокоится, дрессировщик выходит, отвязывает собаку и уводит ее.
При обследовании собак по вышеописанному способу у последних может быть установлено преобладание следующих основных реакций:
1) оборонительной в активной ферме, 2) оборонительной в пассивной форме и 3) пищевой.
Что же касается собак с преобладанием ориентировочной реакции то таковые встречаются очень редко. В большинстве случаев ориентировочная реакция предшествует всем остальным реакциям и сравнительно быстро, в зависимости от условий и специфичности раздражителя, сменяется соответствующей реакцией.
При знаки оборонительной реакции в активной форме
После ухода хозяина собака быстро ориентируется в новой обстановке, поедает пищу. При появлении первого помощника собака прекращает поедание пищи или ест урывками, злобно облаивает помощника или рычит, наблюдая за движением последнего.
При активном наступлении второго помощника собака злобно на него набрасывается, рычит или лает, не реагируя на пищу или урывками поедает ее. (У некоторых собак лай и рычание могут отсутствовать.) После ухода второго помощника собака продолжительно лает или спокойно поедает остатки пищи, периодически оглядываясь.
После ухода хозяина собака трусливо оглядывается по сторонам, прислушивается, обнюхивает почву, воздух, иногда скулит, ест пищу урывками, а иногда совсем отказывается от нее, ложась и прижимая голову к земле. При появлении первого помощника старается убежать или стоит, трусливо оглядываясь по сторонам, или ложится, плотно прижимаясь к земле. При наступлении второго помощника собака отбегает в противоположную сторону, натягивает цепь и старается убежать. После ухода второго помощника трусливо оглядывается по сторонам, ест пищу урывками или совсем отказывается от нее.
Признаки пищевой реакции
После ухода хозяина собака жадно поедает пищу. При появлении первого помощника усиливает темп поедания пищи, наблюдая за движением человека; при приближении человека рычит. При активном наступлении второго помощника собака рычит или лает, не прекращая поедания пищи и старается зубами или лапами оттащить бачок с пищей от наступающего. После ухода второго помощника жадно продолжает поедать пищу.
Лучшими собаками для дрессировки к розыскной, сторожевой и караульной службе нужно считать смелых, злобных собак, а равно и других собак смешанной формы с элементами оборонительной реакции в активной форме.
Пищевая, прожорливая, собака также является вполне пригодной к дрессировке. У этой собаки очень быстро и легко образуются условные рефлексы на пищевые раздражители. Повышенную пищевую возбудимость можно использовать для поднятия активно-оборонительной реакции. У таких собак очень трудно отрабатывать прием отказ от корма.
Худшими собаками нужно считать в разной степени трусливых, пассивно-оборонительных собак.
Однако, из этого не следует, что эти собаки непригодны к дрессировке. Пригодность к дрессировке будет зависеть от двух моментов: от возраста собаки и от типа нервной системы. Лучшим возрастом нужно считать 1—2 года. Лучшим типом считаются сангвинический и возбудимый. Худшим — меланхолический (слабый) и отчасти флегматический.
- Свободное состояние собаки
- Движение собаки без поводка
- Приучить собаку к поводку
- Как приучить собаку к кличке
- Ошибки в процессе дрессировки собак
- Дрессировщик и собака
- Дрессировка собак в усложненных условиях
- Условия для дрессировки собаки
- Физиологические основы дрессировки
- Дрессировка служебных собак