Разграничительное торможение у собак
Разграничительное торможение у собак
Анализ, или различение, осуществляется с помощью разграничительного торможения. При выработке дифференцировки сталкиваются, борются два нервных процесса — возбуждение и торможение. Чем тоньше различение, чем труднее задача, тем сильнее эта борьба. Отсюда понятно, что предел различения зависит от силы нервной системы, от степени уравновешенности обоих нервных процессов. У щенков, у которых нервные процессы необычайно легко распространяются по коре мозга, захватывая последнюю на большом протяжении, невозможно выработать тонкое различение. Старые собаки, отличающиеся малой подвижностью нервных процессов и слабостью тормозного процесса, с трудом образуют дифференцировки. Собаки возбудимого типа (так называемые безудержные) требуют длительной тренировки и специальных приемов для выработки у них тонких и прочных различений.
Приступая к выработке дифференцировок, необходимо во всех случаях начинать тренировку с более грубых различений и только постепенно переходить к трудным задачам. Постепенность и последовательность имеют в этом деле решающее значение. Если собака не усвоила предыдущего, нельзя приступать к последующему. Нарушение этого правила не только замедляет работу, но может привести к заболеванию нервной системы. В лабораторной обстановке такие заболевания собак или, как их называют, экспериментальные неврозы, имели место неоднократно. При наличии невроза или «срыва» необходимо немедленно отказаться от решения всех трудных задач и вернуться к более легким. Если это не помогает, собаке необходимо дать полный отдых. Длительность отдыха зависит от степени заболевания нервной системы и типа ее. В отдельных случаях прибегают к лекарственному лечению (бром, кофеин и др.).
Следует помнить, что образование первой дифференцировки протекает значительно медленнее, чем последующих. Путем практики торможения можно создать более благоприятные условия для выработки различий.
Способность собаки дифференцировать.
О предельной способности собаки дифференцировать отдельные раздражители будет сказано ниже при описании отдельных анализаторов. Здесь же следует остановиться еще на одном общем свойстве аналитической деятельности больших полушарий головного мозга.
Выше было сказано, что размежевание в коре положительных пунктов от отрицательных происходит за счет разграничительного торможения.
Для тонкого разграничения требуется специальная, иногда Весьма продолжительная и постепенная тренировка. Процесс этот значительно облегчается, если животное раньше имело некоторую практику в торможении. Оказывается, что при некоторых условиях тонкое различение образуется самостоятельно на основе имевшегося ранее опыта, что видно из следующего эксперимента.
У собаки на коже размещают на равном расстоянии друг от друга 9 приборов, с помощью которых можно производить раздражение кожи путем легкого прикосновения к ней. На приборе № 1 образован условный положительный рефлекс, а на прибор № 2— отрицательный (для собаки такое различение двух раздражителей по месту особых трудностей не представляет). Затем берут прибор № 3 и вырабатывают на него положительный рефлекс, а на следующий за ним прибор № 4 — отрицательный и т. д. Одним словом, нечетные приборы делают положительными раздражителями, а четные — отрицательными. В результате такой тренировки образуется нечто вроде мозаики: тормозные участки чередуются с возбудимыми. Но при этом оказывается, что чередование положительных пунктов с отрицательными имеет место и по краям зоны этой серии раздражителей, на новых участках кожи, не подвергавшихся предварительной подготовке. Таким образом, мы видим, что в строгом чередовании положительных и отрицательных раздражителей решающее значение имел ритм. Условным раздражителем в данных опытах являлись не только кожные раздражители, но и сам ритм чередования их. Этот факт имеет большое значение.
Занятия с собакой
С одной стороны, он делает понятным, почему ритмическая деятельность вообще легка и выгодна. С другой стороны, он показывает, как могут образоваться новые связи на порядок применения условных раздражителей.
Это особенно важно помнить при обучении служебных собак. Ежедневные занятия с собакой должны быть построены так, чтобы менялся порядок приемов. В противном случае, т. е. если один и тот же порядок приемов будет применяться постоянно, этот порядок будет определять в конечном итоге поведение собаки, а команда будет иметь второстепенное значение. Если после приема стояния собаки на месте всегда следовал прием укладки, то собака ляжет даже на команду «фасе!» или ответит другой какой-нибудь реакцией, но команды не выполнит.
Здесь же уместно отметить весьма существенный момент, играющий большую роль при образовании положительных и отрицательных условных рефлексов. Выработка условного рефлекса производится всегда в определенной обстановке. Если это происходит в лабораторных условиях, то опыты с условными рефлексами ставятся в определенной комнате, примерно в одно и то же время суток, одним и тем же экспериментатором и т. д. Вся эта обстановка является тем фоном,, на котором развертывается условно-рефлекторная деятельность животного. Стоит изменить этот фон, как в нормальной работе больших полушарий происходят те или другие нарушения. Следовательно, этот фон является не индеферентным для животного, но активным.
Какое большое значение имеют все условия, в которых проводится опыт, можно судить по следующему примеру. У собаки среди прочих других условных рефлексов были выработаны положительный условный рефлекс на сильный звонок и отрицательный (диференцировка) на слабый звонок. Опыты всегда ставились в утренние часы. В вечернее время опыт повторялся, но уже в этом опыте на слабый звонок вырабатывался положительный рефлекс, а на сильный — отрицательный. Результат получился следующий: утром сильный звонок имел значение положительного сигнала, а вечером тот же звонок сделался отрицательным раздражителем. Этот пример показывает значение общих условий, общей обстановки для образования условных рефлексов. Практики служебного собаководства должны сделать из этого важный вывод. Постоянство условий при обучении собаки тому или другому приему следует соблюдать до момента образования и закрепления у» нее условной двигательной реакции, после чего эти условия следует постепенно, но отнюдь не резко, менять. Только при таком методе обучения собака будет выполнять прием в любой обстановке.
- Вкус у собаки
- Обоняние у служебной собаки
- Пахучие вещества и классификация запахов
- Нюх у собаки
- Слух у собаки
- Зрение собак
- Ориентировочная реакция при повторении
- Деятельность больших полушарий головного мозга собаки
- Головной мозг собаки
- Типы нервной деятельности у собак
- Сон. Тормозные условные рефлексы