Команда "Голос"
Команда голос
Назначение приема . Основное практическое назначение этого приема заключается в выработке у собаки навыка оповещать лаем о приближении посторонних людей при караульной службе, при нахождении тяжелых, подвешенных вещей или укрывшегося в недоступном для собаки месте человека (при обыске местности и следовой работе).В качестве условных раздражителей применяются команда «голос!» и жест- поднятие правой руки на уровень головы дрессировщика, производя при этом щелчок пальцами.
Техника
. Техника построения приема «подачи голоса» делится на два этапа.
Первый этап дрессировки имеет целью образовать у собаки на команду «голос!» и соответствующий жест ответную голосовую реакцию — лай.
Прежде чем приступить к дрессировке данного приема, Необходимо иметь в виду следующее общее условие, без соблюдения которого невозможно образовать условную связь между командой «голос!» и лаем собаки. Обычно лай собаки возникает в момент некоторого общего эмоционального возбуждения. Это общее возбуждение может быть вызвано самыми разнообразными способами: дразнением пищей, действием раздражителя, возбуждающего гнев или ярость животного, или, наконец, во время игры. Особенно часто голосовая реакция у возбудимых собак проявляется в момент встречи с непреодолимым или труднопреодолимым препятствием, стоящим на пути к той или другой цели.
Таким образом ясно, что для вызывания голосовой реакции у собаки можно воспользоваться самыми разнообразными способами. Во всех случаях надо добиваться совпадения во времени условной команды «голос!» с безусловной голосовой реакцией собаки — лаем. Ниже описывается один из наиболее принятых приемов обучения собаки подавать голос.
Собака по команде «сидеть!» сидит на месте. Перед ней стоит дрессировщик, держа в левой руке несколько спущенный поводок. Последний отпущен на столько, что при наступании на него ногой собака чувствовала себя свободно в сидячем положении, но в то же время и не смогла прыгнуть вверх. В правой руке дрессировщик держит мясо и показывает его собаке. Одновременно с этим произносится команда «голос!». Собака естественно пытается схватить мясо, но дрессировщик придерживает ее поводком. От продолжающегося дразнения мясом и невозможности схватить его собака приходит в состояние общего возбуждения. Если в этот момент собака залает или хотя бы только взвизгнет, то дрессировщик отдает ей мясо, поглаживает собаку, произносит команду «хорошо!», играет с собакой. Это упражнение повторяется несколько раз.
После того, как собака стала давать голос на вид пищи и на команду вместе, дрессировщик пытается вызвать голос собаки только на команду и жест. При получении ответной pеакции, т. е. громкого лая на команду и жест, дрессировщик одобряет собаку лакомством, поглаживанием и командой «хорошо!».
Если же собака не дает ответной голосовой реакции на одну; команду, то следует вернуться к первоначальному способу вызова голоса, т. е. на дразнение пищей.
По мере укрепления голосовой реакции на команду и жест, дрессировщик постепенно начинает отходить от собаки, добиваясь подачи голоса по команде на расстоянии. Во всех случаях, когда собака дает голос на команду и жест, дрессировщик подходит к ней и одобряет ее.
Для быстроты выработки этого приема и закрепления его можно использовать процесс кормления собак. Дрессировщик, принеся бачок с пищей, показывает его собаке и поддразнивает ее, стремясь как бы унести его, произнося вместе с этим команду «голос!». Когда собака залает, бачок ставят в клетку и произносят команду «хорошо!».
Если собака злобная и недоверчивая в отношении посторонних лиц, то у нее можно вызвать голос на помощника. Собаку привязывают или удерживают на поводке. Появляется помощник и возбуждает ее. Дрессировщик дает команду «голос!» и делает жест. Когда собака начала лаять, помощник перестает дразнить, а дрессировщик одобряет собаку лакомством, поглаживает ее, произнося команду «хорошо!», «хорошо!». Спустя некоторое время, это упражнение повторяется. В дальнейшем помощник делает меньше движений, возбуждающих собаку, и впоследствии совсем устраняется.
Голос у собаки можно вызвать также на аппорт. В этом случае дрессировщик поступает аналогично тому, как это описано выше при.обучении собаки давать голос на пищу. Можно сделать и иначе: привязать аппорт или положить его так, чтобы собака не могла достать. Дрессировщик возбуждает собаку, давая команду «аппорт!» и показывая на положенную или подвешенную вещь. Собака, не будучи в состоянии достать аппорт, начинает лаять. В этот момент подается команда «голос!», «голос!».
После нескольких совпадений команды «голос!» с лаем аппорт дается собаке.
Приручение собаки к подаче голоса с приемами специальной службы
Этот этап имеет целью закрепить выработанный условный рефлекс на голос и сочетать этот прием в комплексе с приемами специальной службы (при работе по следу, обыске местности, караульной службе и др.).
Здесь же необходимо упомянуть о выработке у собаки голосовой реакции при обыске местности или при работе по следу, когда собака находит тяжелые вещи, которые она не в состоянии поднять, или подвешенные предметы, которые она не может достать. Методически это строится следующим образом. При обыске местности помощник, по заданию дрессировщика, оставляет на участке тяжелые вещи, которые собака не в состоянии поднять, или подвешивает эти вещи так, чтобы собака не могла достать.
При нахождении собакой тяжелых или подвешенных вещей дрессировщик по команде и жесту вызывает у собаки голос. Кроме того, помощник при обыске местности или в конце проложенного следа периодически укрывается на дереве. Дрессировщик по обнаружении укрывшегося на дереве помощника также по команде и жесту вызывает голос. Если собака не дает голоса, то помощник своими движениями возбуждает ее, после чего в обоих случаях собака одобряется. В дальнейшем это упражнение повторяется до тех пор, пока собака не будет самостоятельно давать голос.
Здесь необходимо предупредить об одной грубой ошибке, которую допускают неопытные дрессировщики. Нужно иметь в виду, что при систематическом укрытии вещей и человека на дереве у собаки воспитывается нежелательная связь. Собака, вместо того, чтобы пользоваться обонянием при обыске местности, переключается на работу с помощью зрения.