Работа собаки на снегу
Работа собаки на снегу
Задача
— образование у собаки основного рефлекса на запах следа человека и . команды «нюхай!», «след!».
Вначале работа проводится по контрольному следу с предварительным дразнёнием. Под контрольным следом следует понимать такой след, при котором дрессировщик знает исходную точку, направление, углы и место, где кончается след. В этот период обучения дрессировщик помогает собаке при ее ошибках и одновременно имеет возможность изучить ее поведение и контролировать ее работу по следу.
Первоначальная дрессировка собаки по следу должна проходить в облегченных условиях. Лучше всего первые занятия проводить рано утром по росе, в укрытой местности (кустарник, лес и т. д), по травянистой почве с короткой травой, при отсутствии сильных отвлекающих раздражителей. При наличии ветра, какой бы он ни был силы, нужно прокладывать след по ветру, что облегчает работу собаки по следу.
При первом обучении собаки по следу перед дрессировщиком стоит следующая задача: как заставить собаку принюхиваться к следу и каким образом сочетать поведение собаки с командой «нюхай!», «след!». Для этого первоначального упражнения следует использовать следующий метод.
Дрессировщик привязывает собаку к дереву или держит ее на поводке. Спустя некоторое время появляется помощник из-за укрытия (помощник заранее получает специальное задание от дрессировщика) и начинает дразнить собаку. Когда собака возбуждена, помощник убегает, предварительно натирая подошвами обуви исходную точку. С целью оставить более сильный следовой запах помощник при беге шаркает ногами по почве. Пробежав по прямой 80—100 м, помощник делает закругленный поворот в сторону (направление поворотов должно меняться при каждом занятии) на 30—40 м и скрывается за прикрытием (кусты, лес, бугры, высокая трава и т. д.).
После того, как помощник скроется, дрессировщик отвязывает собаку, подводит ее к исходной точке следа и заставляет принюхаться к следу. С этой целью дрессировщик, нагибаясь, показывает рукой место исходной точки и одновременно дает команды «нюхай», «след» и т.д.
Обычно в первое время злобная собака рвется вперед, в сторону убежавшего помощника. Дрессировщик несколько сдерживает ее порывистые движения поводком и ведет ее по направлению следа, давая повторные команды «нюхай!», «след!». Если собака идет правильно, дрессировщик одобряет ее: «хорошо!», «нюхай!», «след!» и т. д. В тех случаях, когда собака сбивается, необходимо снова направить ее на след и привлечь внимание к запаху, для чего дрессировщик, давая команду и нагибаясь, указывает рукой на след.
При первых занятиях обучения работы собак на снегу
При первых занятиях собака в большинстве случаев идет до закругленного угла без принюхивания, т. е. на зрительную связь, и только с места, где она потеряла помощника из вида, она начинает принюхиваться к запаху следа. При обнаружении помощника необходимо дать собаке наброситься на последнего и вступить с ним в борьбу, причем помощник должен все время делать попытки к бегству.
После некоторой борьбы помощник вырывается и прокладывает вторичный след, аналогичный первому, только несколько увеличивая протяженность его, особенно в той части следа, которая прокладывается после поворота. Затем дрессировщик снова пускает собаку по следу. В одно занятие прорабатывается два-три следа.
Обычно через 2—3 дня собака по команде «нюхай!», «след!» начинает при поисках пользоваться обонянием, т. е. принюхиваться к искомому запаху следа. Таким образом, при ряде повторных упражнений команды «нюхай!», «след!» становятся для собаки сигналом определенного поведения, т. е. у нее вырабатывается условная двигательная реакция.
Работа по следу должна заканчиваться нахождением помощника, хваткой, конвоированием его и задержанием при попытке к бегству. Как правило, в процессе обучения, независимо от того, как собака бежала по следу, она должна найти преследуемого. Этим подкрепляется стремление бежать по следу. Во всех случаях борьбы с помощником собака должна быть победителем. Это в значительной степени усиливает агрессивность собаки и ее заинтересованность в преследовании и в поисках.
Дальнейшее усложнение работы по следу надо вводить только после того, как собака освоила команду «нюхай!», «след!» и пользуется запахом следа для разыскивания. Вначале увеличивается протяженность следа от 100 до 300 м и предоставляется некоторая самостоятельность в работе собаки, для чего дрессировщик постепенно увеличивает длину поводка, вначале на 1/3, затем наполовину и, наконец, на всю длину поводка.
Дрессировщик должен помнить, что при всех затруднениях в работе собаки он обязан оказать ей своевременно необходимую помощь. Так, например, если собака сбилась со следа, необходимо сократить поводок и направить собаку на след. Если же собака идет по следу, не принюхиваясь, то рекомендуется несколько сократить поводок, пропустить его между передними конечностями собаки, с тем, чтобы поводок оттягивал голову собаки книзу.
Особое внимание должно быть обращено на управление поводком во время работы собаки по следу. Управление должно быть мягкое, ровное, без рывков. Резкое задерживание собаки, рывки — все это тормозит и путает работу собаки по следу.
Дрессировщику всегда надо иметь запас поводка и, по мере надобности, распускать его, чтобы избежать неожиданных рывков.
Работа по следу с собакой требует от дрессировщика не только знания приемов дрессировки, но и большого внимания, наблюдательности и прежде всего знания поведения своей собаки. Неопытный дрессировщик делает много ошибок, которые не только являются помехой в следовой работе, но могут повести к тому, что собака будет совсем непригодна к розыскной службе.
Нередко в погоне за быстротой подготовки не соблюдаются постепенность и последовательность при введении усложнений. Так, например, нельзя делать поспешного перевода малоподготовленной собаки со следа протяженностью 150 - 200 м на след протяженностью 600—700 м. В силу недостаточной подготовленности собака зачастую отказывается от работы при таких резких переходах с коротких следов на .длинные.
Следует избегать однообразных условий работы, как занятий на одном и том же участке, одинакового направления следа, .бессменности помощника, укрытия его в конце следа всегда за одними и теми же предметами и т. д. Все это способствует тому, что собака приучается работать только в определенных условиях. При такой системе дрессировки собака в новых условиях работать не будет. Весь ход дрессировки работы собаки по следу должен быть построен так, чтобы обстановка постоянно менялась с учетом всех возможностей, которые могут представиться в условиях оперативной работы.
Закрепление у собаки условно-двигательной реакции на команду «нюхай!», «след!»
Задачей второго этапа является закрепление у собаки условно-двигательной реакции на команду «нюхай!», «след!» и запах самого следа. Отрабатывается контрольный след без предварительного дразнения в облегченных условиях работы собаки.
После того как у собаки команда «нюхай!» сделалась сигналом для поисков человека по следу, дрессировка постепенно и последовательно усложняется. Усложнения состоят в следующем: уход помощника заранее без предварительного дразнения, увеличение протяженности следа от 300 до 700 м, в зависимости от степени подготовленности собаки. Введение на линию следа различных углов: тупых, прямых и острых.
Вначале отрабатываются тупые углы, далее прямые и, наконец, острые углы. Одновременно с этим производится задержка во времени пуска собаки на след до 20 мин. Для собак преуспевающих, задержку (интервал) можно увеличить свыше 20 мин.
Ставятся дополнительные помощники по линии следа. Присутствие посторонних людей отвлекает, конечно, собаку, но в то же время приучает ее различать искомый запах от других, т. е. способствует выработке дифференцировки.
Таким образом, все усложнения в работе по следу вводятся по принципу перехода от простого к сложному.
Методика обучения собаки во втором этапе почти аналогична методике первого этапа следовой работы. Разница заключается только в том, что в данном случае помощник прокладывает след без предварительного дразнения собаки. В процессе дрессировки собаки ответственная задача возлагается на помощника, который должен быть точно инструктирован перед выполнением каждого задания. Прежде чем приступить к прокладыванию следа, он должен получить точные указания о месте исходной точки, об общей протяженности следа и его направлении.
Наряду с этим дрессировщик инструктирует помощника, как он должен действовать в момент задержания и при конвое, учитывая индивидуальные особенности поведения собаки. Помощник, полужив задание, в кратких словах повторяет его, после чего приступает к прокладыванию следа. При этом дрессировщик строго контролирует путь движения помощника.
Как только помощник скроется, дрессировщик отвязывает собаку, берет ее длинный поводок и перед пуском на след совершает прогулку с ней непродолжительное время.
После выгула дрессировщик подводит собаку к исходной точке и дает обнюхать ее, для чего, несколько придерживая собаку, он показывает рукой исходную точку и одновременно дает команды «нюхай!», «след!» и пускает собаку по следу.
- Построение для обыска
- Приучение собака к обыску местности в помещении
- Выборки поиска для собак
- Навык поиска у собаки
- Поиск следа злой собакой
- Когда собака находит след
- Навыки розыска человека собакой
- Поиск человека собакой по запаху вещей
- Приучение собаки к выборке вещей
- Охрана вещи на поводке
- Приемы с дрессировочным костюмом