Дрессировка собак в усложненных условиях
ДРЕССИРОВКА СОБАК В УСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Оперативная работа служебной собаки протекает в разных условиях, причем эти условия постоянно меняются. Соответственно этому и дрессировка собак должна проводиться в условиях, приближающихся к условиям оперативной работы: в лесу, в поле, в населенных пунктах и т. д. Если же собака дрессируется в учебной обстановке, весьма изолированной от внешних раздражителей и однообразной, то после прохождения такого курса дрессировки собака работать в оперативных условиях не будет. Всякое новое раздражение, как необычный раздражитель, будет тормозить выработанные условные двигательные реакции у такой собаки, воспитанной в упрощенных условиях школьной обстановки.
Без соответствующей подготовки и тренировки собаке работать в разнообразных усложненных условиях трудно, а в большинстве случаев невозможно. Таким образом, условия при прохождении курса дрессировки должны быть такими, чтобы они всегда приближались к условиям последующей оперативной работы собаки.
Из предыдущего раздела видно, что эти реальные условия чрезвычайно разнообразны. Одни из них являются облегчающими, другие чрезмерно усложняющими, затрудняющими работу.
Надо так подготовить собаку, чтобы она могла безотказно работать в любых условиях.
Это достигается, во-первых, последовательностью ввода различных усложнений и, во-вторых, приостановкой всех нежелательных действий, т. е. активной борьбой с различного рода отвлечениями.
Последовательность ввода усложнений
Методика дрессировки собак должна проводиться по принципу от простого к сложному. Первоначальное обучение нужно проводить в облегченных условиях, постепенно и последовательно усложняя их. Если собака обучается работе по следу, то в первоначальный период прокладывается свежий след на короткую дистанцию (100—200 м), в облегченных условиях почвы и местности, в отсутствии ветра и сильных отвлекающих раздражителей и т. д. По мере подготовки, эти условия постепенно и последовательно усложняются, т. е. увеличивается давность следа и его длина, вводятся различные углы и вороты следа, меняется характер местности и почвы, работа проводится при наличии ветра и сильных отвлекающих раздражителей и т. д. Так же последовательно и постепенно вводятся усложнения при обучении собаки преодолению различных препятствий, например, барьер, лестница и т. д. Первоначальная высота барьера не должна превышать 0,5—1 м. Затем высота постепенно увеличивается до 2 и более метров.
Необходимо помнить, что при отказе собаки от работы в усложненных условиях надлежит возвратиться к несколько облегченным условиям.
Только путем последовательного ввода усложнений и постепенной тренировкой в этих усложненных условиях возможно подготовить собаку для работы в разнообразной обстановке.
Приостановка нежелательных действий
Неподготовленная или мало подготовленная собака при воздействии отвлекающих раздражителей проявляет ряд нежелательных для дрессировщика действий: бросается на посторонних людей, животных, переключается на запах отбросов, падали и т. п.
Для приостановки подобного рода нежелательных действий служит команда «фу!».
Команда «фу!» может быть действенной, т. е. приостановить нежелательное действие собаки, только в том случае, если она, как условный раздражитель, будет сильнее, чем различные отвлекающие раздражители.
Команда «фу!» должна являться сигналом для приостановки всех нежелательных действий.
Действие команды «фу!» можно показать на следующем примере. Дрессировщик дает собаке команду «сидеть!». Неожиданно появляется посторонний человек. Собака делает попытку наброситься на него, но в этот момент дрессировщик произносит резко команду «фу!» и собака приостанавливает нежелательное действие. В данном случае, внешний отвлекающий раздражитель (посторонний человек) по типу внешнего торможения затормозил проявление условно двигательной реакции на команду «сидеть!». В свою очередь, условный раздражитель — команда «фу!», являясь более сильным раздражителем, чем посторонний человек, затормозил нежелательное действие (попытку наброситься на человека).
Нежелательные действия могут быть и другого характера. Собака может отрицательно реагировать на отвлекающий раздражитель, т. е. вместо того, чтобы наброситься на него, она спасается бегством, проявляет пассивно-оборонительную реакцию.
Для приостановки подобного рода нежелательных действий команда «тру!» никогда не применяется, т. к. она может только усилить пассивно-оборонительную реакцию. В этих случаях рекомендуется дать команду «сидеть!» или какую-то другую, или отвлечь собаку от действия раздражителя путем игры с ней.
Не следует забывать, что борьба с отвлечением проводится также последовательно и постепенно. В связи с этим первоначальное обучение строится в уединенном, тихом месте. По мере воспитания общей дисциплины и отработки, приемов в облегченных условиях, необходимо осторожно переходить к работе среди различного рода отвлечений, т. е. по принципу от легкого к трудному.
В заключение необходимо указать, что команда «фу!» с успехом может применяться для приостановки нежелательных действий при обучении собаки выбирать из ряда других нужную вещь, различать человека в группе людей по запаху следа и вещи.
Однако, в этих случаях команда «фу!», как правило, дается не в угрожающем тоне. Если, например, собака посылается на выборку вещей (дается команда «нюхай!») и при недостаточной дифафренцировке ошибается, пытается взять не искомую вещь, а вещь, принадлежащую другому человеку, то сразу дается команда «фу!» (мягко). Собака приостанавливает нежелательное действие (прекращает попытку взять или выбрасывает вещь изо рта), вслед за этим следуют команды «хорошо!», «нюхай!», «нюхай!». При выборке вещей или человека, собака иногда, не принюхиваясь, сразу набрасывается на первую попавшуюся вещь или на человека. Для приостановки подобных нежелательных действий также применяется команда «фу!». Однако, в некоторых случаях и для некоторых собак (чрезвычайно злобных) можно давать команду «.фу!» в угрожающем, резком тоне.
Команда «фу!», применяемая при различного рода выборках, облегчает дифференцировку, следовательно, ускоряет процесс обучения собаки данным приемам.
Важно отметить, что во всех случаях, когда собака прекращает нежелательное действие на команду «фу!», затем следует давать команду «хорошо!».
- Движение собаки без поводка
- Приучить собаку к поводку
- Как приучить собаку к кличке
- Ошибки в процессе дрессировки собак
- Дрессировщик и собака
- Дрессировка собак с учетом типов поведения