Приучение собаки к выборке вещей
Приучение собаки к выборке вещей
Назначение приема . В служебной работе собаки выборка вещей как самостоятельный прием почти не применяется, но как вспомогательный, особенно для тренировки обонятельного анализатора собаки, в процессе дрессировки и тренировки он применяется часто. В качестве условного раздражителя применяются команды «нюхай!», «фу!». Для закрепления этого приема, особенно в начале дрессировки, пользуются дачей лакомства.
Техника
. Методическое построение приема делится на два этапа.
Задачей дрессировки в этот период ставится воспитать у собаки условный рефлекс на команду «нюхай!», а также выработать диференцировку искомого запаха от других различных запахов.
Прием — выборка вещей — отрабатывается после того, как у собаки будет выработан навык аппортировать вещи. Первоначальные упражнения с выборкой вещей должны проходить в более облегченных условиях. Лучше всего первые занятия проводить рано утром в уединенном месте, с минимальным количеством отвлекающих раздражителей. Все эти условия, вместе взятые, дают возможность облегчить подготовку собаки, т. е. быстрей воспитать условные рефлексы на команду «нюхай!».
Под выборкой «своих вещей» нужно понимать такую выборку, когда собака находит вещь, принадлежащую дрессировщику, среди других вещей, так называемых «чужих», т. е. принадлежащих посторонним людям.
Работа с апортом при обучении к выборке вещей
Технически этот прием строится следующим образом: прежде всего дрессировщик или инструктор указывает помощникам место, куда должны быть положены вещи. Вначале кладутся два аппорта, одинаковые по величине и форме, на расстоянии 15—20 см друг от друга. Дрессировщик усаживает собаку в 4—6 шагах от места, где положены вещи и дает ей обнюхивать свой аппорт. Затем кладет его на землю к двум ранее положенным вещам, после чего возвращается к собаке, левой рукой слегка захватывает конец морды (щипец) собаки, а правую руку подносит к носу так, чтобы собака могла принюхиваться к запаху ладони. В этот момент- произносятся команды «нюхай!», «нюхай!», «хорошо!» и т. д. Обнюхивание кисти руки продолжается не менее 4—10 сек.
После этого дрессировщик посылает собаку на выборку и одновременно сам движется с ней, давая команду «нюхай!», «аппорт!». Команда «аппорт!» добавляется для более правильного подхода собаки к месту выборки.
Обычно, в первое время, собака без принюхивания и без выбора берет первый попавшийся аппорт. Это получается потому, что у собаки с командой «нюхай!» еще не связан определенный род действий, а также отсутствует способность различать запах искомой вещи от запахов других вещей. Если собака пытается взять чужой аппорт, дрессировщик удерживает собаку, пользуясь для этого командой «фу!», произнесенной в мягком тоне, и одновременно помогает собаке выбрать искомый аппорт.
Помощь заключается в том, что дрессировщик при малейшей попытке собаки взять искомый аппорт сейчас же дает команды «хорошо!», «аппорт!» и т. д. Этим самым стимулирует собаку взять желаемую вещь. При правильной выборке дрессировщик одобряет собаку и подзывает ее к себе. После отдачи аппорта по команде «дай!» желаемое действие подкрепляется дачей лакомства.
Так повторяется несколько раз. При ошибках, особенно в первое время обучения, дрессировщик должен всегда помогать собаке, как было указано выше. При умелом руководстве дрессировщика (это главным образом относится к правильной и своевременной подаче команд «нюхай!», «аппорт!». «хорошо!», «фу!») собака сравнительно быстро вырабатывает правильный образ действия и также быстро научается различать запах искомого аппорта от других запахов. Следует помнить, что во всех случаях правильного выбора дрессировщик должен одобрять собаку и после совершения всех необходимых действий собаку подкармливать. Это является достаточно сильным побуждением к решению задачи.
При правильной выборке команда «аппорт!» дается все реже и реже, а впоследствии применяется лишь одна команда «нюхай!». Помощь дрессировщика во время выборки также постепенно уменьшается.
Обучение собаки к выборке «своих вещей» является только переходным, подготовительным приемом, который должен облегчить решение более трудной задачи: выборку «чужих» вещей. Поэтому, как только при обнюхивании руки дрессировщика у собаки образовалась связь на его запах и по команде «нюхай!» собака правильно выбирает из 3—4 аппортов вещь дрессировщика, необходимо немедленно переходить к обучению выборке «чужих» вещей.
Основной задачей второго этапа является закрепление у собаки команды «нюхай!», а также выработка отчетливого навыка различать запах при выборке «чужой» вещи.
При переходе от выборки «своих» вещей к «чужим» стимул к работе у собаки несколько понижается. Дрессировщику это необходимо иметь в виду и в первое время своевременно оказывать собаке нужную помощь. Первоначальная выборка «чужой» вещи также проходит в облегченных условиях, как и выборка «своей» вещи.
Техника обучения навыков выборке чужих вещей
Техника обучения такова: кладутся 2—3 аппорта другими дрессировщиками, из которых один является помощником
Собака должна выбрать по индивидуальному запаху помощника положенный им аппорт среди других аппортов.
Дрессировщик усаживает собаку в 4—6 шагах от места нахождения вещей, захватывает щипец собаки левой рукой, придерживая правой за поводок. Помощник подходит несколько сзади с правой стороны к дрессировщику так, чтобы собака не видела его движений и не возбуждалась и дает обнюхать собаке кисть руки. В это время дрессировщик произносит команды «нюхай!», «хорошо!». Одновременно необходимо принять меры от укуса собакой руки помощника. Затем дрессировщик дает команду «нюхай!» и рукой указывает в сторону лежащих вещей, таким образом посылая собаку на выборку. Чтобы руководить собакой в момент выборки и оказывать ей своевременную помощь, дрессировщик должен хорошо знать, где лежит искомый аппорт-помощника.
В первое время собака будет искать среди аппортов вещь-с запахом дрессировщика и в большинстве при первой выборке будет ошибаться. В этих случаях дрессировщик снова заставляет собаку выбирать искомый аппорт, оказывая ей соответствующую помощь.
Если собака берет не тот аппорт, то сейчас же следует команда в мягком тоне «фу!», «фу!». При этом, если собака уже взяла аппорт в рот, то необходимо добиться, чтобы она его выбросила, после чего дрессировщик снова заставляет собаку продолжать выборку искомой вещи.
В некоторых случаях собака возвращается без аппорта; тогда дрессировщик снова дает обнюхать руку помощника и вторично посылает собаку на выборку. При правильной выборке дрессировщик одобряет собаку игрой, лаской и подкармливанием. После ряда таких повторных комбинированных сочетаний (запрещение неправильной выборки и одобрение правильного решения задачи) у собаки постепенно вырабатывается навык различать запах вещи помощника от запахов других аппортов.
Если собака в момент выборки ошибается и берет один и тот же аппорт несколько раз, необходимо его изъять из общего числа лежащих аппортов, так как, очевидно, он является слишком сильным привлекающим раздражителем для собаки. Это иногда значительно облегчает работу собаки при выборке. Таким образом отрабатывается первоначальная выборка «чужой» вещи в облегченных условиях.
В дальнейшем постепенно и последовательно условия выборки усложняются. Число аппортов увеличивается от 3 до 10 и больше, в зависимости от успехов обучения собаки. Расстояния между вещами сокращаются, т. е. вещи укладываются ближе друг к другу. Искомая вещь должна занимать, разные места среди других вещей: в середине, с краю, на 10—20 см в стороне и т. п. Необходимо также разнообразить вещи и по материалу: деревянные, кожаные, металлические и т. п. Таким образом собака приучается к выборке любых вещей. Рекомендуется замаскировать вещи—забрасывать травой или другим способом. Полезно это применять для сильно возбудимых собак. По мере освоения приема выборки вводятся еще большие усложнения: выборка в присутствии ряда людей и собак.
Когда собака при всех вышеизложенных усложнениях будет четко выбирать искомую вещь без помощи дрессировщика, рабртая без поводка, необходимо перейти к так называемой слепой выборке. При слепой выборке дрессировщик не знает искомой вещи помощника, в силу чего и не может оказать никакой помощи собаке. В этом случае выборкой руководит третье лицо — инструктор.
Периодически рекомендуется посылать собаку на выборку при отсутствии вещи, подлежащей выборке; это делается для проверки точности в навыке собаки различать вещи. Однако злоупотреблять этим не следует. Впоследствии вводится выборка веши с вещи, т. е. собака посылается на выборку не с обнюхивания руки помощника, а с обнюхивания оставленной им вещи. В этом случае помощник одну вещь кладет для выборки, другую отдает дрессировщику, последний дает собаке обнюхать эту вещь и посылает ее на выборку.
Необходимо указать, что если собака ошиблась, то повторно посылать ее на выборку не следует более 2—3 раз.
Место, на котором производится выборка, и помощники должны меняться. Дрессировщик постоянно, за исключением случаев слепой выборки, должен знать, где лежит искомый аппорт.
При несоблюдении этого правила в практике нередко приходится наблюдать, что при неправильной выборке дрессировщик произносит команду «хорошо!» и, наоборот, дает команду «фу!» при выборке искомой вещи. При таком положении собака путается, начинает часто ошибаться и, наконец, совсем отказывается от работы.
Особое внимание нужно обратить на борьбу с целым рядом нежелательных условных связей, которые возникают у собаки в процессе дрессировки от неумелого руководства ею при выборке вещей. Особенно это относится к несвоевременной даче команд, к неправильному расположению вещей, к общему поведению дрессировщика. Если команда «фу!» или «хорошо!» систематически дается только в тот момент, когда собака еще пытается взять вещь, то при этих условиях вырабатывается навык различать вещи не по запаху, а по словесной команде. Такое же явление может наблюдаться и при неправильном поведении дрессировщика, когда последний отходит несколько назад при правильной выборке собакой вещи.
В этих случаях у собаки образуется условная связь на поведение дрессировщика. Достаточно при выборке дрессировщику сделать отход назад, как собака возьмет вещь без принюхивания, а только по сигналу, которым в данном случае является поведение дрессировщика. Такие условные связи могут образоваться на самые разнообразные формы поведения дрессировщика, причем нередко сам дрессировщик этого не замечает. Поэтому следует весьма строго контролировать свои движения и пользоваться в процессе обучения услугами помощника. Выборка вещей является для собаки довольно трудной задачей. Для решения этой задачи она пользуется всевозможными облегчающими признаками, к которым и относятся прежде всего те незаметные движения и изменения положений, которые приобретают роль сигналов, когда они исходят от дрессировщика.
- Навык поиска у собаки
- Поиск следа злой собакой
- Когда собака находит след
- Работа собаки на снегу
- Навыки розыска человека собакой
- Поиск человека собакой по запаху вещей
- Охрана вещи на поводке
- Приемы с дрессировочным костюмом
- Команда «охраняй!»
- Методическое построение специальных тренировок