Методическое построение специальных тренировок
Методическое построение специальных тренировок
В этот период вырабатывается агрессивно-двигательная реакция на команду «фас!» и соответствующий жест.
В отношении первого этапа выработки у собаки агрессивной реакции на человека необходимо подчеркнуть важность значения двух моментов. Прежде всего дрессировщик должен хорошо быть знаком с индивидуальными особенностями своей собаки и, в зависимости от этих особенностей, применяясь к ним, вести свои занятия. Это значит, что раздражитель, на который вырабатывается агрессивная реакция, должен быть такой силы, чтобы только возбуждал животное, но не подавлял его. У собаки со слабо выраженной оборонительной реакцией удается развить эту реакцию, если постепенно и правильно увеличивать силу раздражителя.
Вторым моментом, определяющим успех подготовки собак, является такое проведение опытов с развитием злобности и агрессивной реакции, при котором наступательная реакция всегда оканчивается победой собаки. Вначале такая победа дается собаке легко, но затем постепенно сопротивление нападающего помощника делается все более и более упорным, что соответственно усиливает эмоциональное возбуждение собаки, делает ее более смелой и злобной.
Прежде всего дрессировщик должен .выбрать подходящее место для работы. В первое время крайне важно обучение производить в таком месте, где имеется минимальное количество отвлечений. В это место заранее направляется помощник и прячется там. Помощник должен быть одет в дрессировочный костюм. Это предохраняет его от укусов собаки. Через некоторое время на выбранный участок идет дрессировщик с собакой, привязывает ее на цепь или держит на поводке.
Скрытый от глаз собаки помощник начинает двигаться и производить через короткие паузы шорохи; затем он показывается собаке и, крадучись, осторожно и нерешительно приближается к ней. Так как изменение характера движений и их скорости является для собаки более сильным раздражителем, чем медленные, плавные и однообразные движения, то необходимо, чтобы помощник, меняя свое положение, двигался ползком, на четвереньках, в полный рост, то наступая на собаку, то, наоборот, отступая от нее. При этом помощник должен все время внимательно наблюдать за поведением собаки. Если собака проявляет агрессивность, т. е. злобу на приближение помощника, тогда он подходит к собаке все ближе, размахивая жгутом или прутом, ударяя последним таким образом, чтобы удары приходились около собаки или слегка задевали ее. В этот момент рекомендуется вступать в борьбу с собакой, однако не причиняя ей болезненного ощущения. Дрессировщик возбуждает собаку командами «фасе!», «хорошо!» и т.д.
Когда собака в достаточной степени возбуждена, помощник бросает около собаки жгут или прут и с криком убегает и прячется. Такое поведение помощника еще сильнее возбуждает собаку, она лает и рвется в сторону убегающего помощника, стремится преследовать его. После того, как помощник скрылся, дрессировщик ободряет собаку и успокаивает ее.
После нескольких таких упражнений у собаки постепенно развивается агрессивная реакция на постороннего человека, собака перестает также бояться ударов. Вместе с тем, команда «фас!» и жест приобретают значение условных сигналов. Не рекомендуется долгое время останавливаться на этой стадии работы, необходимо далее пускать собаку на задержание.
Это еще больше усиливает агрессивную реакцию и завершает ее.
Если собака недостаточно злобная при специальных тренировок
Если собака недостаточно злобная и приближение помощника устрашает ее, то в подобных случаях агрессивность помощника должна быть уменьшена: при приближении к собаке он не должен делать очень резких движений и сопровождать их криками, не следует также ударять собаку. Сильные раздражения вызывают у такой собаки не злобу, а трусость. В этих случаях действия помощника должны быть особенно осторожными и умелыми. При малейшем проявлении злобы у собаки помощник начинает отступать, убегает от нее, падая временами и снова поднимаясь, скрываясь из поля зрения собаки. В последующих занятиях, в соответствии с поведением собаки, расстояние между собакой и помощником постепенно сокращается, т. е. помощник начинает ближе подходить к собаке.
Помощник должен уметь так комбинировать свои движения, чтобы способствовать выработке у собаки хорошей хватки.
Встречаются собаки, у которых злобность развивается очень трудно. В этом случае можно использовать следующий метод. Трусливую собаку привязать рядом со злобной. Яростное возбуждение и резко выраженная агрессивная реакция с лаем собаки, в большинстве случаев, усиливает возбуждение трусливой собаки. В некоторых случаях рекомендуется пускать на задержание убегающего помощника обеих собак вместе. Чтобы избежать драки между ними, лучше всего пускать на задержание суку с кобелем. Следует помнить, что форма одежды помощника и сами помощники должны меняться. Это дает возможность избежать образования у собаки нежелательных связей на определенный тип одежды или на одного помощника. Также обязательно следует при каждом занятии производить смену участков. Первые занятия проводятся в дневное время, в дальнейшем необходимо работу с собакой перенести на сумерки и ночное время.
Задачей второго этапа является укрепление агрессивной реакции собаки на команду «фас!» с дальнейшим развитием этой реакции - преследованием и задержанием убегающего. Одновременно развиваются хватка у собаки и небоязнь ударов.
Как только у собаки будет воспитано недоверие к посторонним лицам и развита злобность, необходимо приступить к отработке приема задержания убегающего помощника. Обучение этому приему проводится следующим образом: как только помощник своими действиями достаточно возбудил, т. е. раздразнил собаку, он начинает убегать от нее. Дрессировщик не сразу пускает собаку на задержание, а перед пуском несколько удерживает ее, что значительно усиливает общее возбуждение. В момент пуска собаки на задержание произносится команда «фасе!» и делается жест в сторону убегающего. Дрессировщик следует за собакой, повторяя! команду «фасе!» (рис. 83). В момент, когда собака настигла помощника, роль последнего сводится к тому, чтобы приучить собаку сразу хватать задерживаемого за правую руку. С этой целью помощник, обороняясь правой рукой, в то же время подставляет ее, и таким образом дает возможность; собаке схватить правую руку.
Кроме того, помощник должен инсценировать борьбу с собакой, пытаться убежать от нее и т. д. При ряде таких упражнений у собаки постепенно вырабатывается хватка на движение руки помощника при задержании. В дальнейшем необходимо воспитать у собаки такую же хватку на левую руку. Для этого помощник в момент борьбы с собакой производит оборонительные движения левой рукой.
В первое время собаки пускаются на задержание на небольшом расстоянии, примерно 15—20 м. Перед пуском на задержание предварительно собаку надо дразнить. В дальнейшем расстояние постепенно увеличивается до 80—100 м, а предварительное дразнение уменьшается и помощник к собаке не приближается, а дразнит ее на расстоянии. Практически это проводится следующим образом. Помощник располагается в укрытии в 50—60 м от места нахождения дрессировщика с собакой. При появлении помощника дрессировщик движением
правой рукой в сторону показывает собаке помощника, который в этот момент делает небольшие перебежки или размахивает руками. Этим он привлекает внимание собаки на себя и возбуждает ее. Далее следует команда «фас!», и собаке пускается на задержание.
Если в начале обучения приему задержания команда «фас!» давалась громким голосом, то постепенно сила звука уменьшается. В момент задержания обстановка должна по возможности соответствовать оперативной работе. С этой целью при задержании производят выстрелы. Стреляют вначале посторонние лица, находящиеся в стороне. После того как у собаки исчезает реакция на выстрел, стрельбу производит дрессировщик во время пуска собаки на задержание, стреляет также и помощник. Таким образом, стрельба может идти с двух сторон: со стороны дрессировщика и помощника.