Ошибки в процессе дрессировки собак
ОШИБКИ В ПРОЦЕССЕ ДРЕССИРОВКИ СОБАК
В процессе курса обучения неопытные дрессировщики очень часто допускают различного рода ошибки. В результате этих неправильных действий дрессировщика у собаки воспитываются различные нежелательные навыки, которые отрицательно влияют на правильную работу собаки.
По своему характеру ошибки могут быть: 1) методические и 2) технические.
Методические ошибки дрессировки собак .
К методическим ошибкам относятся такие ошибки, которые обусловливаются следующими основными причинами: 1) отсутствием плана в организации занятий с собакой, 2) наличием различных методических ошибок в построении приемов, 3) проведением дрессировки без учета индивидуальных, типовых особенностей собаки и 4) неправильным пониманием поведения собаки вследствие «очеловечивания» ее.
Нередко отмечаются случаи, когда инструктор или дрессировщик в организации занятий с собакой относится к делу пренебрежительно, поверхностно. Такой дрессировщик занятия проводит бессистемно, нарушая основное правило дрессировки — строгую последовательность введения новых приемов, после усвоения собакой старых. Вследствие этого не только задерживается прохождение курса дрессировки и снижается качество работы дрессировщика, но может быть совсем испорчено животное.
При недостаточном знании теории дрессировки или при отсутствии необходимого внимания к проведению каждого отдельного приема, в процессе дрессировки возникает большое количество осложнений и ошибок. Наиболее частой ошибкой является образование различных нежелательных связей. Если занятия с собакой по следу изо дня в день проводятся в одних и тех же условиях, например, на одном и том же участке или на разных участках, но следуемых в течение учебного дня всегда в одной и той же последовательности, т. е. в определенной системе, стереотипно, то у собаки образуется связь со всей обстановкой, в которой она работает. Это значит, что выполнение того или другого приема будет тесно связано с теми общими условиями, в которых этот прием вырабатывался. Такая собака в новых условиях работать будет неточно, или совсем откажется от выполнения задания.
Аналогичное явление отмечается и в том случае, если всегда в строгой последовательности один прием будет следовать за другим, например: за приемом посадки, прием укладки, а затем стояния. Если в такой последовательности долгое время проводить занятия, то у собаки неизбежно образуется нежелательная связь на эту последовательность, т. е. за посадкой, собака без команды ляжет, а затем опять без команды встанет.
При систематической прокладке следа в одном и том же направлении, всегда с определенными углами и поворотами, у собаки воспитывается нежелательная связь на направление следа. Движения ее приобретают некоторый автоматический характер, вследствие чего собака будет сбиваться на следу, проложенном в другом направлении.
То же самое наблюдается и в тех случаях, когда в роли помощника при следовой работе используется один и тот же человек. В результате, у собаки образуется условная связь на запах определенного человека. Только по запаху этого человека собака производит розыск, отказываясь от работы на других следах.
Если помощник систематически конечную точку следа избирает у дерева, куста, кочки или другого какого-нибудь укрытия, то соответственно и у собаки образуется нежелательная связь на эту определенную конечную точку: на дерево, куст, кочку и т. п. Собака, подготовленная в таких условиях, стремится бежать не по запаху следа, а по зрительным впечатлениям от дерева к дереву, от куста к кусту, от кочки к кочке.
Нежелательные условные связи
Нежелательные условные связи очень часто образуются и во многих других случаях, когда техника построения приемов неправильна.
При работе по контрольному следу дрессировщик часто допускает весьма серьезную погрешность. Нередко при повороте следа или перед углом он придерживает поводком собаку. Если такое поведение дрессировщика повторяется часто, то неизбежно придерживание превращается в условный сигнал изменения направления следа.
Подобного рода нежелательная связь воспитывается и при придерживании собаки перед вещью, которая оставляется на линии следа. Такая собака подбирает вещи, только после придерживания.
При приучении собаки к выстрелам нередко допускают ошибку, когда эту задачу неумело сочетают с развитием злобы и задержанием. Ошибка заключается в следующем: помощник при развитии злобы, обороняясь или наступая, производит выстрел. Если это делается систематически и стреляет всегда только один помощник, то при этих условиях у собаки возникает нежелательная связь на выстрел, как на условный сигнал к нападению и задержанию человека. В результате, собака набрасывается на любого человека, производившего выстрел, и даже на самого дрессировщика. Для того, чтобы избежать образования нежелательной связи на выстрел, необходимо систематически дрессировщику и третьему лицу стрелять по помощнику, т. е. убегающему или активно нападающему.
Наиболее часто нежелательная связь образуется на спецодежду, предохраняющую помощника от укусов собаки. Если специальная одежда помощника во всех случаях обучения одна и та же, то собака злобно набрасывается только на человека одетого в эту одежду, а не на любого человека по команде «фасе!». У некоторых собак такая нежелательная связь на спецодежду бывает в такой чрезмерной форме, что даже вид одного костюма без человека (костюм, брошенный на землю, повешенный на дерево, на забор) вызывает у собаки чрезмерную агрессивность. Собака злобно набрасывается на костюм, грызет и рвет его зубами. Нежелательная связь на спецодежду помощника является наиболее частой ошибкой при дрессировке розыскных, сторожевых и караульных собак.
Обычно методы борьбы с нежелательными навыками по отношению к спецодежде сводятся к следующему: спецодежда систематически оставляется в клетке у собаки, дрессировщик надевает ее на себя во время обучения собаки или посторонние люди, одетые в эту форму, спокойно прогуливаются, стоят около собаки и т. д. Однако, эти мероприятия не всегда дают надлежащие результаты. Отсюда возникает необходимость радикального изменения формы имеющейся спецодежды. Для дрессировки необходима такая форма одежды, которая не отличается от обычной одежды человека. Конечно, она должна предохранять человека от укусов собаки. Таким образом, дрессировочный костюм не должен быть какой-либо одной стандартной формы. Необходимо пользоваться специальной одеждой разного покроя, причем она должна быть достаточно легкой и удобной, чтобы не стеснять нормальных движений человека.
Правильная дрессировка служебных собак
Некоторые работники при дрессировке служебных собак не учитывают их индивидуальных особенностей поведения. Часто наблюдается, когда к собакам возбудимого типа и к собакам уравновешенного, сангвинического типа применяется одинаковый недиференцированный метод дрессировки. В особенности это отмечается в отработке приемов, где от собаки требуется развитие тормозных навыков. Весьма часто для собак слабого типа дают такую же дневную рабочую нагрузку, как и для собак сильного типа.
В приемах, применяемых для развития злобности собаки, или приемах, служащих для обучения преодолению препятствий и многих других, нельзя пользоваться во всех случаях одним и тем же методом дрессировки как для смелых, злобных собак, так и для трусливых животных.
Очевидно, что такой огульный метод дрессировки без учета индивидуальных особенностей животного неизбежно влечет за собой тяжелые последствия: снижение эффективности обучения собаки, или даже полную ее негодность к службе.
Одной из главных ошибок в процессе дрессировки является «очеловечение» собаки. Некоторые дрессировщики при работе с собакой обращаются с ней как будто бы с животным, которое наделено теми же свойствами, как и люди, будто они так же, как и человек, действуют, чувствуют, думают. Такого рода представления нередко встречаются у дрессировщиков, которые путем простой аналогии внешнего поведения человека и поведения животного приходят к этому нелепому заключению.
Дрессировщик должен систематически изучать поведение собаки, чтобы установить те условия, которые изменяют ее поведение. Весьма частое явление, когда собака по тем или иным причинам отказывается от работы, не выполняет приема, не решает задачу. Вместо действительного выяснения причин, вызвавших отказ от работы, дрессировщик ищет причины во «внутреннем мире» животного и приходит к заключению, что «собака не хочет», «собака не желает», «собаке это неприятно». Что это дает для практического разрешения вопроса? Ничего! В то время, как при тщательном наблюдении можно заметить, что собака больна, или, что не правильно построен прием, или наконец, сбивчиво дана команда и т. п.
Неправильное понимание поведения собаки приводит дрессировщика к целому ряду грубых ошибок. Допустим, что собака сделала то или иное нежелательное действие. Дрессировщик подзывает собаку, давая команду «ко мне!», и наказывает ее за это нежелательное действие. Может ли понять собака, за что ее наказывают. Наказание связывается у собаки с последним ее поведением, т. е. с подходом к дрессировщику на команду «ко мне!». В результате такого «воспитания» собака вместо подхода к дрессировщику по команде «ко мне!», будет убегать от него.
У некоторых дрессировщиков вырабатывается привычка, вместо отчетливой, ясной словесной команды, разговаривать с собакой, как с человеком. Обычная команда в сочетании с другими словами является уже новым, необычным раздражителем, значение которого для собаки непонятно. В результате собака приема не выполняет. Лишние слова, как незнакомые звуковые раздражители, вызывают у собаки более или менее резко выраженную ориентировочную реакцию, которая сопровождается задерживанием всякой другой деятельности, вследствие развивающегося при этом внешнего торможения.
Технические ошибки дрессировщика
К техническим ошибкам относятся такие ошибки, которые возникают в связи с недостаточным овладением техникой управления поведением собаки.
Для ясного представления о технических ошибках может служить следующий пример. Дрессировщик недостаточно владеет техникой управления поводком, последний в руках такого неопытного дрессировщика является обузой. Он не знает куда его деть, держит не в той руке, и не так, как это полагается. Нередко концы поводка болтаются, ударяют собаку и тормозят выполнение приемов. Очень часто такие дрессировщики от неумения обращаться с поводком дергают собак, душат их ошейником. Это особенно легко случается во время следовой работы, когда собака неожиданно усиливает темп движения, а дрессировщик не успевает за собакой, отстает от последней и, не умея использовать запасную часть поводка, быстро/натягивает последний, чем причиняет собаке боль. Понятно, что такого рода действия только препятствуют работе собаки.
То же самое происходит, когда дрессировщик неумело или небрежно одевает шлейку, при этом ремни последней перекручиваются. В результате получаются механические повреждения кожи (потертости, нагнеты), которые также отрица-_ тельно влияют на качество работы.
И, наконец, часто бывают случаи, когда дрессировщик в силу неумения, второпях, или по растерянности дает не ту команду, которую нужно и т. д., чем путает собаку и воспитывает различные нежелательные связи.
Таким образом, последствия технических ошибок такие же, как и от методических — возникновение нежелательных связей, воспитание ненужных, вредных условных рефлексов, отрицательно влияющих на работу собаки.
Важно отметить, что технические ошибки при их систематическом повторении неизбежно переходят в ошибки методического' порядка.
- Команда "сидеть"
- Подход к дрессировщику
- Свободное состояние собаки
- Движение собаки без поводка
- Приучить собаку к поводку
- Как приучить собаку к кличке
- Дрессировщик и собака
- Дрессировка собак с учетом типов поведения
- Дрессировка собак в усложненных условиях
- Условия для дрессировки собаки
- Физиологические основы дрессировки